на главную
Олешье Новости Проекты Галерея Мастерская Команда Контакты

Из Вятичей в Киев или "Ратный путь"

"Ратный путь". Эпизод второй.

У нас (центра живой истории "Олешья" в общем и у нас с братом в частности) осуществилась мечта. Ну не полностью... частично... но все же мечта. Началось все в далеком 2004 году, когда мы только попали в сферу изучения истории и реконструкции древностей. Мы задумали непременно пройти по рекам на ладьях. И вот в компании таких же позитивно ненормальных нам удалось совершить задуманное. В составе 15 человек (5 украинцев и 10 россиян) мы за 16 дней прошли от Курска до Киева, повторив тем самым часть двухсезонного похода на хазар князя киевского Святослава в далеких 964-965 годах.

Лодочный переход дал нам несколько уникальных возможностей.

Во-первых, на практике получилось проверить теоритические предположения о пути следования Святослава. Общепринятое мнение заключается в том, что князь шел на хазар по Волге, но есть нюансы, которые зародили сомнение и вылились в предположение, что путь шел по рекам Быстрой сосне, Дону и обратно по Сейму, Десне и Днепру. Казалось бы, ну и что с того? Ну, плыл! Но это довольно серьезный факт, который может перевернуть представления о расселении племен, о культуре народов волжского и донского бассейнов, поставить под сомнение некоторые археологические теории и предположения.

Во-вторых, мы уже достаточно долго занимаемся реконструкцией быта и костюма населения Древней Руси в период раннего средневековья, а поход предоставил возможность испытать все наработки в экстремальных, то есть совершенно жизненых ситуациях. Одно дело, когда востановленые костюмы или предметы быта стоят в витринах музеев или опубликованы в умных книгах. И совсем другое дело, когда "активно" используешь вещи в режиме нон-стоп. Не все наши вещи вернулись домой целыми.

Благодаря этому походу нам удалось собрать и проанализировать опыт судостроения на достаточно большой территории. Путь пролегал как через крупные города, где в меньшей степени сохранились традиционные лодки, так и через глубинки Украины и России, где формы и конструкции лодок не менялись испокон веков. Теперь у нас есть цельная картина лодочных традиций. Зачем нам это? У нас с братом есть еще одна мечта (вообще у нас мечт крайне много) – создать в Херсоне интерактивный музей судостроения. И вот, половина работы сделана.

Жемчужиной такой работы была 9-ти метровая плоскодонная лодка начала 20 века и 80-ти летний дедушка, который строил такие лодки. Дедушка рассказал про секреты постройки, нюансы использования и про практическое применение некоторых видов лодок. Оказывается были специальные лодки для перевоза скота и сена, для ловли мидий.

Кроме перичисленных уникальностей, наш поход – первый подобный на территории СНГ и мы гордимся тем, что Олешье принимало в нем участие. Флаг Херсона, который мы в суматохе сборов не взяли с собой, но который нас догнал благодаря Антону Ефанову в пути, гордо развевался на вантах финиширующей лодки.

Теперь мы о викингах знаем "все" или почти все =)

о лодках:
Водная армия - самая быстрая армия средневековья. средняя скорость передвижения 7 км/ч. максимальная 12,5 км/ч на веслах и порядка 20 км/ч на парусе. Очень интересно наблюдать за традициями кораблестроения на достаточно обширной территории. От трех-досочной конструкции до клинкерного судна меняются лодки от истока до устья.

о природе:
Коровы, деревья и даже кусты абсолютно не отличаются в Украине и России. Природа на протяжении всего пути была сногсшибательно красива и великолепна во всех своих погодах и временах суток. Первые дни гребли мы смотрели по сторонам мало, все взгляды были прикованы к веслам загребных. Но после мы могли грести даже смотря в небо и по сторонам, и не отказывали себе в удовольствии впитывать красоты нашей словянской природы.

о комарах:
Они разные.... отличаются цветом, длиной лапок и хоботков, писк у них тоже разный, мы знаем предпочтения и вкусы комаров от Курска до Киева.
Самые злые на перекрестке Сейма и Десны даже 2 слоя льняной и 1 слой кожаной одежды не берегли от их укусов )

о командах:
За время совместного труда мы научились понимать друг друга и капитана практически с полу-слова. Вот как бы вы коротко сказали: "Уважаемые гребцы, я не могу взять в толк, почему вы прервали процес гребли и отвлеклись на созерцание реки, что впереди нашей лодки?" или "Парни, мы не должны выбиться из графика. Нам нужно оперативно собрать вещи, погрузить их в лодки и как можно быстрее отойти от берега!" А нам достаточнобыло в первом и втором случае услышать всего по 3 слова =)

о ветре:
Мы знаем, почему наши предки исповедовали язычество. Когда 16 дней гребешь против ветра, вначале ты его мыслено просишь, потом разговариваешь и взываешь тебя услышать, потом криком призываешь обратить взор на маленьких и слабеньких людей, плывущих в лодочках. тоже с дождем, волнами и солнцем. =)

о мостах:
Мы знаем, почему викинги жгли деревни и грабили земли - все из-за мостов. После очередного волока в 0.5 км (2 лодки и все вещи - получилось 5 км) мы были готовы сжечь Путивль.

о веслах:
У каждого было свое... каждые его берег, холил и лелеял. Ведь к нему уже притерлись руки и сгибались только по форме своего весла )

о песнях:
Чем больше поется - тем легче грести.

о национальностях:
Мы шутим про одно и тоже, мы одинаково думаем, мы поем одни и тежи песни, мы хотим одного и того же - мы один народ. Политики нас пытаются разделить - не верьте им.

о местном населении:
Спасибо все деревням со странными, смешными и историческими названиями за красоты, сало, рыбу и дрова клена =)

о планах:
В 2013 году мы плывем на Царь-Град! Будем стараться на своей лодке.

PS
о маленьком волике:
Саша, привет!

Немного статистики:

кол-во дней пути - 16
пройденное расстояние - 902 км
волоков - 16
самый длинный волок - 500 м (2 судна и вещи = 5 км)
команда - 5 украинцев, 10 россиян
кол-во лодок - 2
средняя скорость - 7,5 км/ч
средний дневной переход - 60 км

Как это всегда бывает, как только мечта становится достижением, в тот же самый миг появляется новая мечта. И пока появляются мечты, пока есть к чему стремится – человек живет. Теперь мы стремимся в Царьград. Нам непременно нужно прибить щит на врата Царьграда. Осталось согласовать эту мечту с турками, чтобы не обиделись. Но эта мечта подразумевает огромное количество работы, огромного количества людей. Необходимо построить морское судно, на котором было бы не очень страшно идти по Черному морю. Нужно собрать команду. Нужно согласовать порядок прохождения границ. И еще очень много всего... В этот поход мы ходили на лодках друзей, в Стамбул же хочется пойти объединенным флотом.
Всегда радостно делиться с друзьями хорошими воспоминаниями.

Альбомы

"Фрейя" - начало флота...
"Самая точная реконструкция средневековой лодки в Украине была построена энтузиастами в Херсоне". Такой заголовок можно было увидеть в прессе конца сентября. Десятиметровая реконструкция ладьи викингов, выполненная с учетом средневековых технологий, была реализована центром живой истории "Олешье". 20 сентября лодка была спущена на воду, а уже на следующий день "Фрейя", так назвали ладью, совершила свой первый переход для принятия участия в фестивале средневековых реконструкций и показательном выступлении на городском празднике в Новой Каховке. Фото того, как мы ее строили и спускали...
как Олешье в пустыню ходило
Ни одна европейская страна не может позволить себе прогулку по пустыне, а Украина может. И это не шутка – в нашей стране действительно расположена самая большая в Европе пустыня - Алешковские пески на Херсонщине.
Как Олешье хлеб пекло
Выпечка Хлеба на хмелевой закваске из муки грубого помола. Почти полный автент... духовка лишь выбивается.
Пленение алана
Как Олешье алана в плен брало )
Реконструкция средневекового стяга
Известно, что знамена во все времена и у всех народов играли большую роль как в военном, так и в мирном общественном быте, символизируя единство (а иногда и общее происхождение) определенной группы людей, их честь и славу. Знамя, или, как его в древности называли, стяг, имело огромное значение на всех этапах военных действий. Эту роль стяга подчеркивает и русская народная пословица: «Язык — стяг, дружину водит».
Сыроварение
Варили сыр... вкусно было ) А начиналось все так..
Аланская вечеринка 2010
Праздновали день рождения друга клуба. получилось жарко, интересно и поучительно...
Олешье и дети
Давно вынашивали мысль и грели в себе желание поработать с детишками и рассказать им то, что знаем мы про историю, ремесла и жизнь в средние века. Первые шаги предприняты - с помощью наших друзей, детского магазина Чух-Чух, был проведен мастер-класс по средневековой игрушке...
Из Вятичей в Киев или "Ратный путь"
Мастер-класс "Средневековая игрушка. Мотанка" (15 мая 2010 года)
15 мая 2010 года Центр живой истории \\\"Олешье\\\" начал серию мастер-классов (МК) по средневековой игрушке с \\\"куклы-мотанки\\\". Терпения всем участникам МК было не занимать...
Русь и Степь 2010
Под Киевом ведутся работы по возведению интерактивного музея-памятника, посвященного Древней Руси. Можно сказать, что этот памятник рождается и растет у нас на глазах - уже в третий раз мы приезжаем в Копачев, небольшое село под Киевом, чтоб принять участие в шумном и ярком действе...
Былины Древнего Киева 2010
Ярким и масштабным стало завершение сезона фестивалей 2010 года для нашего клуба.
Реконструкция ножен для меча
Верным спутником средневекового воина был меч, а верным спутником средневекового меча всегда были ножны.
Площадка живой истории. День Цюрупинска.
История – неотьемлемая составляющая нас с вами. Нет ни одного человека, ни одного города без прошлого.
Тьмутараканские гонки
Испытай себя, проверь друзей, покори маршрут, познай красоту природы! Проект включает в себя как походы в формате «живая история» так и серию исторических экстремальных гонок. Тема проекта будет все время пополнятся по мере проведения новых мероприятий.
историческая песочница 2010
Уже ставшая ежегодной, в рамках проекта \"Тьмутараканские гонки\", 20 ноября прошла историческая экстремальная командная гонка \"Историческая песочница 2010\".
МК роспись средневековыми красками
В рамках сотрудничества центра живой истории «Олешье» и магазина детских товаров «Чух-Чух», прошел мастер-класс по росписи средневековыми красками.
Волшебная пряжа
Мастер-класс по валянию войлока для детей.
Лошадка - игрушка и оберег
У любого народа во все времена можно увидеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Ну и конечно же дети любили ими просто играть.
"Кыш, Зима!" или как Олешье Марену палило
В этом году зима была не столь суровой, сколько длинной. Она успела поднадоесть, и херсонцы, как и сотни лет назад, решили прогнать ее и позвать в гости весну. "КЫШ, ЗИМА"!
Русборг 2011
Мы впервые посетили Русборг, хотя собирались туда последние 2 сезона. В очередной раз убедились, что, если хочется чего-то - обязательно получится.
Битва Наций 2011
Фестивальный сезон исторической реконструкции в 2011 году у нас начался с международного проекта "Битва Наций", на который Олешье выехало довольно большим составом.
Времена и эпохи
2-4 сентября в усадьбе Коломенское прошел самый масштабный в России фестиваль, посвященный эпохе Викингов! Грандиозный концерт и красочное шоу!
Самайн и День Макоши
Мы с вами живем сейчас в интересном времени, мы можем наблюдать хитрое переплетение традиций, культур и ритуалов древности. Вот обидно только, что все, кого не спросишь, знают когда зажигают свечки в тыквах, но редко кто скажет зачем, а еще реже, вспомнят про праздник перехода осени в зиму.
Тьмутараканские гонки 2011. Ахилов бег.
Выходные, выпавшие на 12-13 ноября, ознаменовались для нас и активных людей со всей Украины необычным и ярким событием - четвертым историческим экстрим-марафоном "Тьмутараканские гонки 2011. Ахилов бег"
Святки 2012 или как Олешье в будущее смотрело
Вот так мы, январским вечером в пятницу 13, Центр Живой Истории "Олешье" и подружки гадания всякие гадали в магазинчике счастья "Прищепка". Вход был свободный! Уютное, тихое, теплое помещения магазинчика счастья украсили свечами, домотканными скатертями и рушниками. Стол заполнили всевозможными "этническими" вкусностями: бублики, пряники, кренделя, печеньки и печенища. Дополнял атмосферу фолк, льющийся из iPod'а. Заварили чай... Такой себе получился синтез древнего и современного.
КышЗима 2012
Масленицу, а именно этот праздник считался переломным моментом между зимой и весной, праздновали всем миром благодаря стараниям городских властей, фестивального центра и нас (центра живой истории "Олешье")
Полюдье 2012
По пояс, а иногда даже выше пояса пришлось преодолевать уровень снега 3 Херсонцам в середине февраля. И пусть для этого нам пришлось поехать в Черниговские леса, где проходил уникальный эксперимент по практической археологии - "Полюдье 2012".
"Из грек в варяги" и обратно за 12 дней
С самого детства мы много раз слышали про отважных викингов, которые ходили на дракарах через моря и океаны. Нам холодили кровь рассказы про их жестокость и отважность. Хотелось поскорее залезть под одеяло, слушая про холодные и суровые шведские земли... «НЕ ТАКИЕ УЖ И СУРОВЫЕ!», - утверждают основатели Центра Живой Истории «Олешье» братья Билецкие.
Реконструкция барабана
Интересно стало в бой под бой барабана сходить. Но пробовать надо это делать под барабан, а так как его нет - пришлось его изготовить. Любое дело привыкли начинать с изучения предмета и его истории...
Изготовление барабана
Как Олешье барабан делало
История одного щита
Отсняли весь процесс изготовления кулачного дощатого щита в нашей мастерской. Делимся с общественностью.
Как Олешье в Олешье каталось
Совершили развед-вылазку на предположительное место расположения средневекового Олешья
как Олешье на Кинбурнскую косу ходило
Кинбурнские походилки 2008
Былины древнего Киева
К друзьям на фестиваль катались
Скандинавские лепешки
Разыскали рецепт скандинавских медовых лепешек, решили изготовить. Очень вкусно и питательно, хочу я вам сказать.
День Херсона
Устраивали площадку живой истории в 2007 году. Нам и горожанам очень понравилось. Будем еще.
Волин 2009
И в 2009 году поехало Олешье в Польшу
Луцкий замок 2008
Первый выезд маленькой Польки.
Празднование Масленицы 2010
Ма́сленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.
Битва Наций 2010
Первый международный фестиваль исторической реконструкции средневековья нового формата «Битва Наций» прошел с 30 апреля по 3 мая 2010 и обещает быть самым масштабным и концептуальным событием не только для Украины, но и для Европы, аналогов которому нет во всем мире.
Волин 2010
И в третий раз каталось Олешье в Польшу, на один из самых крупных фестивалей в Европпе.
Мастер-класс по ткачеству
Ткачество - одно из древнейших ремесел. Люди одевались еще за долго до того, как научились ковать метал, делать ювелирные украшения. Посетившие мастер-класс по ткачеству смогли познакомится с оновами этого древнего промыла.